Мировой опыт углеродного рынка и устойчивое развитие российских регионов

Мировой опыт функционирования углеродного рынка показывает, что продажа VER, полученных в результате проекта, не полностью покрывает издержки проекта. На стоимость проекта в значительно большей степени, чем цена тонны-эквивалента углекислого газа влияют такие параметры, как ставка дисконтирования, стоимость устанавливаемого оборудования и т.д. Однако продажа VER существенно сказывается на процессе проектного финансирования. Следовательно, торговля VER можно рассматривать как способ привлечения дополнительных финансовых средств для выполнения экологических проектов.

Европейский союз начинает торговлю выбросами парниковых газов в 2005 г. Стоимость тонны-эквивалента углекислого газа на рынке эмиссий может колебаться в пределах от 1 до 50 евро. Верхняя граница определяется размером штрафа, установленного Евросоюзом, за выброс каждой дополнительной тонны углекислого газа сверх базового уровня эмиссии. Современный мировой углеродный рынок находится в начальной стадии активного формирования. Сегодня у России имеется уникальная возможность участвовать и формировать правила торговли на будущем углеродном рынке, которые отвечали бы национальным интересам страны. В противном случае, России придется в будущем работать по правилам, разработанным для нее развитыми странами. После ратификации Киотского протокола Россия должна разработать национальную программу снижения выбросов парниковых газов, согласованную с международными обязательствами страны. Регулирование внутреннего углеродного рынка должно соответствовать международному законодательству, для привлечения иностранных инвесторов. Стоимость исполнения обязательств по Киотскому протоколу весьма высока. Так издержки США по снижению выбросов оцениваются в размере от 1% до 4% ВВП, что сравнимо по величине с военными расходами Соединенных штатов. Стоимость исполнения обязательств, принятых Россией на себя при ратификации Киотского протокола, сегодня сравнительно низка, но она будет значительно возрастать в будущем. Для снижения этого негативного эффекта необходимо немедленно начать работу по снижению выбросов парниковых газов источниками на территории России. Важную роль в реализации проектов по снижению эмиссии парниковых газов будут играть транснациональные компании, ведущие бизнес в России. Транснациональные компании имеют значительный опыт по созданию и работе на углеродном рынке.

Наглядный пример – компания British Pеtroleum, которая совместно с PriceWaterhouseCoopers организовала систему внутрифирменной торговли, в которой участвуют 12 подразделений. И за три последних года она принесла доходы в 928 млн. долларов. За это же время компании удалось снизить выбросы углекислого газа на 16,3 млн. т. При этом за 2001 г. она продала право на выброс 4,5 млн. т углекислого газа по средней цене более 39 долларов за тонну. Причем в некоторые моменты цена достигала 100 долларов за тонну.

Основными источниками эмиссии углекислого газа в нефтяной отрасли традиционно являются нефтедобыча, нефтепереработка и нефтехимия. Снизить их неблагоприятное воздействие на экологию BP удалось путем повышения эффективности использования энергии, утилизации попутного газа и снижения потерь при транспортировке.

Думаю, наиболее дальновидные из российских нефтяных компаний уже сейчас могут оценить полезность этого опыта. Через шесть лет отечественная нефтяная промышленность лицом к лицу столкнется с проблемами, связанными с Киотским протоколом. Впрочем, проблемами они окажутся только для тех нефтяников, которые не научились эффективно использовать экономические механизмы, заложенные в этом документе. В то время, как умелое владение ими поможет компаниям привлечь дополнительные инвестиции.

Иностранные компании получают конкурентные преимущества благодаря участию в проектах раннего исполнения. С одной стороны, предприятие получает уникальный опыт в результате участия в углеродной торговле. С другой стороны, использование механизмов гибкости Киотского протокола снижает энергоемкость продукции и делает ее экологически привлекательной. В качестве образца функционирования российского углеродного рынка можно предложить механизм, подобный системе Climate Trust, созданной властями штата Орегон США. Квоты на эмиссию углекислого газа будут разделяться между предприятиями пропорционально объему выбросов за предыдущий год. Разность между полученной квотой и уровнем фактической эмиссии углекислого газа может быть продана предприятием на углеродном рынке. В случае фактической эмиссии превышающей величину квоты предприятие выплачивает штраф, величина которого пропорциональна этой разности. Неравномерность распределения во времени спроса и предложения углеродных квот приводит к необходимости кредитования и заимствования на углеродном рынке. Это важную роль должен играть крупный российский банк, который имеет филиалы во всех субъектах Федерации. Условием успеха должен служить высокий международный кредитный рейтинг российского банка. Предприятие открывают углеродные депозиты в банке. Региональный филиал может кредитовать углеродными квотами другой региональный филиал. Возникает межбанковский рынок углеродных заимствований. Углеродные квоты предприятия могут быть использованы как залог при его кредитовании. Предприятие может привлечь инвестиции для внедрения новых энергосберегающих технологий. Это позволит снизить эмиссию будущих периодов и образовавшуюся дополнительную неиспользованную эмиссию можно возвращать для погашения задолженности.

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Проектирование водоохранных зон поверхностных водных объектов - источников водоснабжения
На сегодняшний день актуальна проблема ухудшения состояния поверхностных водных объектов – источников водоснабжения – в результате антропогенной деятельности человека. Антропогенное воздействие на природу нарушает приобретенную в процессе эволюции замечательную способность к саморегулированию. Видимые искус ...