Проблема взаимоотношений человека и природы

В содержании экологических отношений выделяют два структурных элемента: социально-экологические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей; реально-практические отношения, которые включают, во-первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обитания, во-вторых, отношения в материально-производственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и вещества и в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существования как общественного существа.

Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет собой сферу общественного и индивидуального сознания, связанного с отражением природы как части бытия. Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для отдельного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.

К основным свойствам, или признакам, экологического сознания, на наш взгляд, необходимо отнести следующие:

- социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;

- опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

1. саморефлексивность;

2. внутренний диалог и др.

Различают два типа экологического сознания - антропоцентрическое и экоцентрическое, которые основаны на разных подходах к взаимоотношению человека и природы. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин [17, 72] выполнили сравнительный анализ систем взглядов "антропоцентристов" и "экоцентристов" по восьми позициям, которые в своем единстве описывают структуру двух типов экологического сознания (таблица 1).

Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания.

Антропоцентрическое экологическое сознание

Экоцентрическое экологическое сознание

1

2

Высшую ценность представляет человек

Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы

Иерархическая картина мира

Отказ от иерархической картины мира

Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей

Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества

Прагматический императив: правильно то, что полезно человеку

Экологический императив: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие

Природа воспринимается как объект человеческой деятельности

Природа воспринимается как равноправный субъект взаимодействия с человеком

Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы

Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на их взаимодействие с природой

Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека

Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства

Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения

Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы

Вопросы охраны природы
Разработка общих стратегий экологического образования и охраны природы, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляется на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В 1968 году в Париже была созвана Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рац ...