Экономическое регулирование природоохранной деятельности на нефтедобывающих предприятиях

Недостаток средств и остаточный принцип финансирования природоохранной деятельности в нашем государстве, отсутствие экономических стимулов привели к тому, что в большинстве случаев нефтегазодобывающие предприятия не заинтересованы ни в объективной оценке состояния природоохранной деятельности, ни в проводимых мероприятиях, сроках и объемах реализации средств.

Экономический учет природоохранной деятельности в России ограничивается только государственной статистической отчетностью о текущих затратах на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность, организацию рационального природопользования. В настоящее время не предполагается вносить изменения в систему бухгалтерского учета, рассчитанных на учет экологических факторов.

Учет текущих затрат на охрану природы на предприятиях ведется в основном при помощи выборок из первичных документов, данных оперативного учета, экспертных оценок и некоторых расчетов. Основная часть этих затрат не отражается в статьях бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому предприятия не могут предоставить достоверные данные о текущих затратах. [39]

Следует заметить, что в своей деятельности природоохранные и экономические службы нефтедобывающих предприятий не придают должного значения экономическому анализу природоохранной деятельности или он вовсе отсутствует. Такое положение объясняется сложившейся в природоохранной деятельности ситуацией. В соответствии с законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды" предусмотрены меры по экономическому стимулированию природоохранной деятельности, в том числе:

- установление налоговых или иных льгот при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств,

- освобождение от налогообложения экологических фондов,

- передачи части средств экологических фондов на договорных условиях другим юридическим лицам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ,

- применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию,

- введение специального налогообложения для экологически вредной продукции и опасных технологий,

- применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

Однако в настоящее время единственной реальной льготой является зачет стоимости мероприятий по охране окружающей среды в счет платежей за загрязнение, осуществляемое по решениям некоторых субъектов Российской Федерации. Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшие годы, в условиях бюджетного дефицита, зачеты затрат предприятий на природоохранные мероприятия в счет их платежей за загрязнение производиться не будут или будут крайне затруднены. Необходимо также отметить, что и проект нового Налогового Кодекса не содержит каких-либо указаний на возможность применения налоговых льгот по природоохранным мероприятиям.

Поэтому представляется целесообразным при обосновании затрат на природоохранную деятельность исходить из сопоставления произведенных вложений с реальными экономическими результатами.

Если принять общую сумму затрат НГДУ на природоохранные мероприятия, которая в ценах 1998 года составляет миллионы и десятки миллионов рублей, за 100 %, то типичная структура этих расходов для условий Западной Сибири представляется следующим образом:

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Очистка сточных вод целлюлозно-бумажных заводов
На современном этапе взаимодействия человека с окружающей средой на первый план выдвигается вопрос устойчивого развития регионов и страны в целом, который можно решить путем резкого сокращения потребления природных ресурсов и энергии связи с постоянным увеличением водопотребления во многих странах мира все ...