Экономическое регулирование природоохранной деятельности на нефтедобывающих предприятиях

- плата за потребление водных ресурсов - ОД 5 %;

- плата за выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных (единиц автотранспорта) источников - 0,30 %;

- плата за пользование земельными ресурсами -75,0 %;

- затраты на рекультивацию земель - 15,06 %;

- плата за размещение отходов - 0,03 %;

- затраты на рекультивацию амбаров - 8,06 %;

- затраты на ликвидацию аварий - 1,25 %;

- затраты на реализацию научно-технических программ - 0,15%.

Кроме того, природоохранными организациями ежегодно предъявляются штрафы за ущерб, нанесенный природной среде при авариях, в размерах сопоставимых или превышающих общую сумму расходов НГДУ на природоохранную деятельность.

Из приведенной структуры затрат, включая и суммы расходов на штрафные санкции, видно, что основные экономические расходы направляются не на совершенствование природоохранных технологий и профилактику аварийных ситуаций, а на ликвидацию последствий реальных аварийных разливов нефти. Как отмечает Ю. Одум: "Экономисты не приучены думать о роли биологических систем в экономике, еще меньше они думают о состоянии этих систем . Отсутствие экологической осведомленности вносит свой вклад в недостатки экономического анализа и формирование политики".

Однако, приведенные объемы затрат, включая штрафные санкции, определяют также "цену вопроса" - десятки миллионов рублей для каждого НГДУ, и единственную область экономического регулирования в сфере природопользования - решение задач эколого-экономического баланса в рамках хозрасчетного нефтегазодобывающего предприятия, когда выбор организационно-технических, технологических и экологических мероприятий осуществляется и оптимизируется по критерию "затраты эффективность".

Экономические ущербы влекут за собой и социальные потери. Так в США только расходы, связанные с увеличением заболеваемости из-за загрязнения воздуха, составляет около 10 млрд. $/год. В ФРГ ущерб от загрязнения атмосферного воздуха оценивается в 48 млрд. марок, воды - в 17,6 млрд. марок, почвы - в 5,2 млрд. марок.

На величину затрат на природоохранные мероприятия влияют самые разнообразные факторы. Установлено, что выделение на природоохранные мероприятия (в первую очередь, охрану атмосферного воздуха и воды) не менее 2 % ВВП дает возможность замедлить темпы загрязнения природной среды; 6 % от ВВП, направленные на охрану природы, дают возможность стабилизировать состояние природной среды, а при затратах в 8-10 % от ВВП можно ожидать восстановления качества природной среды.

К сожалению, реалии таковы, что в настоящее время продолжается технологическое и экономическое отставание нефтяного производства, и этим затормаживается абсолютно необходимый переход к новому типу сбалансированного природопользования, определяемого концепцией устойчивого развития. Но в то же время, в условиях жестких финансовых ограничений и нередко не менее жестких ограничений по времени для некоторых регионов одним из важнейших механизмов экологической политики нефтедобывающих предприятий должно стать установление системы эколого-хозяйственных приоритетов, заключающихся:

- во внедрении малоотходных, ресурсосберегающих и природосберегающих технологий;

- в недопустимости экономии за счет природы и финансирования природоохранной деятельности по остаточному принципу (такая экономия затем оборачивается многократными, а то и неподдающимися учету потерями);

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями и защита от загрязнения
По расчетам академика И.В. Петрянова-Соколова, только 2% добываемых природных материалов вовлекается в промышленное производство, остальное становится отходами. По другим расчетам, используемые компоненты составляют не более 50% извлекаемого сырья. Но и эта цифра свидетельствует о появлении и накоплении огр ...