Пути решения проблем природопользования

Для оценки экологоприемлемых решений в числе основных критериев предполагается учет степени достижения должного качества окружающей среды и основных природных комплексов. Обоснование принципа экологичности представляется неотъемлемой частью системы управления, влияющей на выбор приоритетов в обеспечении народного хозяйства природными ресурсами и услугами в пределах планируемых размеров потребления.

В конечном итоге, для решения экологических проблем необходим синтез социально-экономических возможностей, изменение социальной политики и сознания людей. В качестве яркого примера применения экономических инструментов для улучшения экологии промышленности можно привести «Киотский протокол» – международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК).

Киотский протокол об ограничении и сокращении выбросов парниковых газов стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Страны Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 г. до 31 декабря 2012 года. Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов странами шести типов газов, вызывающих парниковый эффект, на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства по сокращению выбросов вредных веществ взяли на себя индустриальные страны (Евросоюз должен сократить выбросы на 8%, Япония и Канада – на 6%). Страны Восточной Европы и Прибалтики обязались сократить выбросы в среднем на 8%, Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 годах на уровне 1990 года.

Киотский протокол предусматривает так называемые механизмы гибкости:

· торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;

· проекты совместного осуществления – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран полностью или частично за счёт инвестиций другой страны;

· механизмы чистого развития – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в РККИ, полностью или частично за счёт инвестиций страны РКИК.

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября. Президент РФ Владимир Путин подписал его 5 ноября 2004 года. Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 60 дней после его ратификации Россией 18 ноября 2004 г. (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55% общемировых выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола его механизм на территории России так и не начал действовать – создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически приостановлено на неопределённый срок, отсутствуют и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина – отсутствие документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов. Кроме того, российские предприятия не заинтересованы в энергосбережении из-за низких внутренних цен на энергоресурсы.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральным органам власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Производство пищевых продуктов
В нашей стране развиты производства самых различных направлений. К примеру, у нас производят фарфор. Это, безусловно, важная отрасль. Но в случае экономических потрясений или других неприятностей станут ли люди стоять за ним в очередях? Нет, уже не о посуде люди будут думать. И так – с большинством продукции промыш ...