Обзор законодательства

Система законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория.

На федеральном уровне она представлена федеральными законами «Об особо охраняемых территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об охране окружающей среды», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К числу последних относятся указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правовые акты, принятые до изменения политического статуса Российской Федерации, действуют постольку, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации 1993 г. и законодательству, принятому в соответствии с ней.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О недрах”, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральным законом “О животном мире”. Так, Лесным кодексом Российской Федерации определены способы рубок, допускаемых в лесах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы.

Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственные природные заповедники осуществляют функции государственного управления на закрепленных за ними участках лесного фонда. [1] Установлено, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и природных парков осуществляется в соответствии с Лесным кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.[2]

Земельный кодекс Российской Федерации относит к землям особо охраняемых природных территорий земли государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Установлен запрет определенных видов хозяйственной деятельности на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения[3]. Ст. 27 Земельного кодекса установлен запрет на изъятие земельных участков, занятых государственными природными заповедниками и национальными парками.

Согласно ст. 23 Федерального закона “О животном мире” на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях”.

Упомянутые отношения регулируются также соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. Например, в Республике Алтай вопросы охраны и использования ресурсов животного мира на особо охраняемых природных территориях частично регулируются также и республиканским законом “О животном мире”.

Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве. Например, согласно ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Согласно этой же статье, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, федеральный закон «Об особо охраняемы природных территориях» не допускает возможности отчуждения и перехода от одного лица к другому иными способами природных ресурсов и недвижимого имущества государственных природных заповедников, а также запрещает в границах национальных парков приватизацию земельных участков и находящихся на них зданий и сооружений.

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Воздействие на экологию производственной деятельности лечебно–оздоровительного комплекса Радуга
Особенностью современного этапа хозяйственного развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия. Говоря о проблемах России в период перехода страны к рыночной экономике, необходимо уделить особое внимание экономическому механизму рационального пр ...