Обзор законодательства

В настоящий момент правовой основой организации, охраны и использования ООПТ являются:

а) Конституция Российской Федерации[4], относящая особо охраняемые природные территории (ООПТ) к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б) Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", иные федеральные нормативные правовые акты;

в) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской, Вологодской областях и многих других субъектах Российской Федерации приняты отдельные законы «Об особо охраняемых природных территориях», закрепляющие свою региональную специфику создания и наименования ООПТ регионального и местного значения.

Наряду с упомянутыми категориями ООПТ, которые предусмотрены Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", иные федеральные законы, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории ООПТ.

Например, ст. 118 Водного кодекса Российской Федерации выделена новая категория ООПТ - особо охраняемые водные объекты, под которыми понимаются природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты могут быть федерального, регионального и местного значения. Возможно и создание особо охраняемых водных объектов международного значения. Особо охраняемый водный объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью ООПТ, определенной законодательством Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации могут дополнять и (или) дублировать предусмотренный федеральными законами перечень категорий ООПТ.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» расширил перечень категорий ООПТ в сравнении с ранее действующими нормами федерального законодательства, включив в него природные парки регионального значения, а также дендрологические парки и ботанические сады.

Для защиты отдельных категорий ООПТ, например, государственных природных заповедников, от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Вокруг других категорий охранные зоны не создаются, например, вокруг заказников как федерального, так и регионального значения.

Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Содержание права государственной собственности на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Статья 129 Гражданского кодекса определяет оборотоспособность объектов гражданских прав и, в частности, устанавливает, что объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. При этом, согласно статьи 209 Гражданского кодекса, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником в той мере, в какой их оборот допускается законом. Ст. 6 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами), а ст. 16 — что земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания и сооружения не подлежат приватизации.

Наиболее подробные правовые предписания содержатся в положениях о конкретных (отдельных) особо охраняемых природных территориях.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие материалы

Защита атмосферы при вторичной переработке пластмасс
Окружающий нас воздух является одним из основных компонентов обеспечения жизни на земле. Для поддержания процессов жизнедеятельности живых организмов необходим воздух, не содержащий примесей и однородный по составу. По мере развития промышленности и повышения интенсивности транспорта чистота атмосферы стала ...