Земли особо охраняемых природных территорий и их правовой статус

Земли ООПТ относятся к объектам национального достояния. Они могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях данной категории, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах таких земель изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования действует ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Для обеспечения сохранения установленного правового режима ООПТ и защиты их от неблагоприятных воздействий антропогенного характера на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В пределах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых территорий. Границы таких участков должны быть обозначены специальными информационными знаками. Такие земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Они используются ими в соответствии с установленным для этих участков особым правовым режимом.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить в последующем землями ООПТ, с последующим изъятием этих земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении хозяйственной деятельности на них.

Специально оговорено в Земельном кодексе Российской Федерации, что земли государственных заповедников и национальных парков находятся в федеральной собственности. Они предоставляются этим организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования и не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное влияние на земли национальных парков и не нарушает режим использования государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки обладают исключительным правом на приобретение таких земель.

На землях ООПТ федерального значения запрещено:

Ø предоставление садовых и дачных участков;

Ø строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;

Ø движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

Ø иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Предусмотрено также, что территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование. Допускается размещение таких парков и на землях иных пользователей, а также собственников.

Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием земельных участков, в том числе путем выкупа, так и без такового. Земельные участки, занятые природными комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников, землепользователей, землевладельцев.

Порядок отнесения земель к землям ООПТ, порядок использования их устанавливается Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок их использования и охраны устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, и другие).

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Закономерности и факторы устойчивости пресноводных экосистем к антропогенному загрязнению
Научный консультант: доктор биологических наук, профессор Китаев Станислав Петрович Официальные оппоненты: доктор биологических наук, профессор Симаков Юрий Георгиевич доктор биологических наук, профессор Немова Нина Николаевна доктор биологических наук Калинкина Наталия Михайловна Ведущая ...