Нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность

С объективной стороны преступление состоит в нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Нарушение режима охраны может выражаться в незаконном проведении работ, строительстве, движении транспорта, в уничтожении, разрушении, повреждении или иной порче природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и ином негативном воздействии, несанкционированном посещении, создании фактора беспокойства птиц и зверей (шума, пролета на самолете ниже установленной высоты, например) и т.д.

Уничтожение - это приведение природного объекта в полную негодность, когда он перестает существовать как таковой и восстановление его невозможно. Разрушение - это временное или частичное приведение природного объекта в негодность. В зависимости от вида объекта, он может быть по истечении определенного времени восстановлен либо совершенно потеряет свое значение. Порча в отличие от разрушения хотя и не создает опасности гибели объекта в целом, но нарушает его естественный внешний вид, изменяет какие-либо части, например, при откалывании кусков породы, выламывании минералов, нанесении надписей, надрезов и т.д.

Способ уничтожения, повреждения, порчи (сожжение, затопление, вырубка, загрязнение и другие) значения не имеет.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов влечет уголовную ответственность лишь в том случае, когда деянием причиняется значительный ущерб природной среде.

Вопрос о признании ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств и решается при рассмотрении дела с учетом: категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам, их количества и других обстоятельств.

Состав преступления материальный. Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствиями необходимо установить причинную связь. С субъективной стороны преступление характеризуется умыслом или неосторожностью.

Ответственность предусмотрена законом с 16-летнего возраста.

Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в загрязнении вод заповедника или заказника, незаконной добыче водных животных и растений, незаконной охоте и других преступлениях[12], где заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этим статьям.

Однако, если такие деяния повлекли причинение существенного ущерба заповеднику или заказнику как целостной экосистеме, содеянное необходимо квалифицировать также по ст. 262 УК по совокупности.

Аналогичная квалификация содеянного будет и в том случае, если какое-либо иное экологическое преступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий и причинением значительного ущерба, но эти территории не предусмотрены в его составе в качестве обязательного признака, например, при загрязнении атмосферы[13], уничтожении или повреждении лесов[14], уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ[15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на всё более интенсивные усилия, предпринимавшиеся в течение последних 20 лет, процесс утраты биологического разнообразия планеты, главным образом в результате уничтожения мест обитания, чрезмерной эксплуатации, загрязнения окружающей среды и пагубной интродукции в среду инородных растений и животных, продолжается. Биологические ресурсы являются капитальными ресурсами с огромным потенциалом в плане обеспечения устойчивых благ. Необходимо принять срочные и решительные меры для сохранения и защиты генетических ресурсов, видов и экосистем в целях обеспечения устойчивого управления биологическими ресурсами и их использования. Необходимо на национальном и международном уровнях укреплять потенциал в области оценки, изучения и систематического наблюдения и оценки биологического разнообразия. Необходимы эффективные национальные меры и международное сотрудничество для охраны экосистем in situ, охраны биологических и генетических ресурсов ex situ и для улучшения функционирования экосистем. Прежде чем принимать меры по сохранению биологического разнообразия, крайне необходимо гармонизировать российское законодательство с международными актами в области охраны окружающей среды. Также необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Особо охраняемые природные территории как фактор регионального развития
Актуальность темы. Одной из основных проблем социально-экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обста ...