Классификация отходов производства и потребления. Отходы производства как источник вторичного материального ресурса. Примеры использования вторичных ресурсов на предприятии отрасли

Требования, предъявляемые к ПЛУО (производственная логистика устранения отходов), зависят от инфраструктуры, спектра деятельности предприятия и непосредственно самого процесса устранения отходов. Они формируются условиями производства и структурой его остаточных материалов.

Практика западных стран показывает, что эффективно организованная ПЛУО позволяет, с одной стороны, снижать затраты по эксплуатации отходов, с другой стороны, повышать доходы, связанные с первичными и вторичными остаточными материалами. Например, вследствие преобразований в производственном плане концерна BMW, имевших задачу оптимизировать потребление сырья и энергии, тщательную дифференциацию и сортировку отходов, применение материалов, удобных для рециклирования (до 80% отработанной пластмассы возвращается вновь в производство), удалось сократить производственные расходы. Подобные изменения в системе менеджмента имели место также на предприятиях Volkswagen, Opel, Mercedes-Benz, Peugeot-Talbot, Ford. При этом уже на стадии исследований и разработки принимаются во внимание такие факторы, как приемлемость продукта для монтажа и пригодность используемого сырья и материалов для рециклирования. Однако существуют проблемы, с которыми сталкиваются, как правило, мелкие и средние предприятия, когда издержки по использованию отходов превышают издержки по их устранению в форме депонирования или сожжения. Это происходит в результате удешевления оборудования по уничтожению отходов вследствие уменьшения объема последних. Подобная альтернатива не всегда отвечает экологическим требованиям. Вместе с тем многие мелкие и средние предприятия производят небольшие количества отходов. Такие незначительные объемы зачастую не лежат в сфере интересов производителей оборудования по переработке отходов, что заставляет мелкие и средние предприятия искать другие пути устранения .

Конечно, нужно отметить, что подобные преимущества в экономии на затратах в западных странах связаны прежде всего с жестким экологическим национальным законодательством этих государств, заставляющим как предприятия, так и граждан заботиться о количестве и качестве производимых ими отходов.

Как уже отмечалось, в России существует Федеральный Закон "Об отходах .", принятый 22 мая 1998 г., который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного их воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения этих отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно этому закону определены права собственности на отходы, введен государственный кадастр отходов, регистрирующий и классифицирующий последние, а также отслеживающий их размещение и обезвреживание. Деятельность по обращению с опасными отходами предусматривает обязательное ее лицензирование, контроль за которым должны осуществлять специальные уполномоченные федеральных органов исполнительной власти. Механизм экономического стимулирования деятельности, связанной с отходами, предполагает понижение размера платы за их размещение (предприятиям, которые используют технологии, обеспечивающие уменьшение количества отработанных материалов), применение ускоренной амортизации соответствующих основных производственных фондов. Тем не менее следует заметить, что многие законодательные акты, существующие на бумаге, зачастую остаются незамеченными региональными и муниципальными органами власти и предприятиями, у которых сейчас и других проблем хватает. Использование сборов за отходы с граждан и штрафов с предприятий, наносящих ущерб окружающей среде, не носит целевого назначения, хотя основная идея этих платежей заключается в аккумулировании полученных средств в специальных фондах, с последующим их направлением на реализацию экологических программ и мероприятий. Отсутствие подобной инфраструктуры не позволяет сегодня сформировать средства, необходимые для осуществления модернизации соответствующей техники и оборудования. Вместе с тем стремления отвечать требованиям мировых стандартов и быть равноправным партнером в структуре международного экономического сотрудничества требуют от российских предприятий выполнения принятых в большинстве развитых странах норм. Активность иностранных фирм в области утилизации отходов (BC Berlin-Consulting, ABU-Transfer- Öko-Institut Darmstadt) в России по сравнению с Польшей, Чехией, Болгарией и Словенией концентрируется главным образом на консультировании, разработке и реализации только первых шагов концепции устранения отходов. Причем эта деятельность сосредоточена исключительно на территории Московской области и непосредственно в Москве, в окрестностях которой насчитывается до 1000 "диких" свалок мусора. При том, что многие политические деятели у нас в стране говорят о необходимости по крайней мере раздельного сбора мусора, конкретные мероприятия по созданию предпосылок для этого пока отсутствуют. В области экологии без государственной поддержки действовать нельзя. Необходимо содействие заказами, льготами, усилением санкций к нарушителям норм и нормативов загрязнения окружающей среды.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Охотничья этика при охоте на тетерева
Под этикой следует понимать учение о нравственности, о правилах поведения человека в обществе. Охотничья этика – это кодекс норм поведения и нравственных критериев охотников по отношению друг к другу, диким животным и природе в целом. Охотничья этика – следствие внутренних убеждений; соблюдается она не из с ...