Экологическое управление и менеджмент

Стратегия устойчивого инновационного развития России предполагает формирование системы экологического менеджмента и аудита - EMAS (Eco Management and Audit System) на различных уровнях управления: фирма – регион ‑ отрасль ‑ государство.

С позиций безопасности и устойчивого развития предпринимательской деятельности введение такого новшества для РФ как система экологического менеджмента и аудита означает, что приоритетные инновационные стратегии должны быть связаны с экологизацией внутрифирменного управления предприятием, а также с формированием экологического рынка и экологической предпринимательской деятельности в России. При этом осуществление предпринимательской деятельности на экологическом рынке товаров и услуг означает реализацию комплексных инновационных решений в следующих взаимосвязанных областях:

‑ научно-техническая (рынок интеллектуальной продукции в области создания и использования наукоемких и высокотехнологичных экологически безопасных, малоотходных и безотходных, ресурсосберегающих технологий, производств, а также новых экологических товаров);[1]

‑ финансовая (развитие экологических банков, фондов, привлечение инвестиций в экологическую сферу и управление капиталом, оптимизация финансово-кредитного механизма природопользования);[2]

‑ учетная (бухгалтерский финансовый и управленческий экологический учет, отчетность по экологическим показателям, осуществляемые на предприятиях различных форм собственности с использованием международных стандартов и принципов GAAP);[3]

‑ аудиторская (экологический аудит учета и бухгалтерской отчетности по платежам за природопользование и загрязнения окружающей среды, а также показателей экономической эффективности природоохранной деятельности; при экологической экспертизе и приватизации предприятий; при экологической паспортизации, сертификации и подготовке соглашений о разделе продукции; экоаудит недропользования и т.д.);[4]

‑ страховая (экологическое страхование ответственности предприятий и собственников, владельцев, пользователей ‑ источников повышенной экологической опасности и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате внезапного, непреднамеренного загрязнения окружающей природной среды или вследствие потенциальной экологической угрозы жизненно важным интересам граждан и юридических лиц);[5]

‑ коммерческая (экологический маркетинг природных ресурсов и экологически чистой продукции - «зеленые» материалы для «зеленой» продукции; маркировка, упаковка, хранение и транспортировка экологических товаров; экологическая сертификация, стандартизация и учет экологических требований в стандартах на выпускаемую продукцию; выбор рекламной стратегии и стимулирование сбыта на экологические товары);[6]

‑ организационно-административная (совершенствование структуры предприятия и оптимизация организационно-экономических методов природопользования).

Исходя из анализа отечественных и зарубежных публикаций вышеперечисленные инновационные направления экологической предпринимательской деятельности объединяет следующие основные понятия (относительно недавно ставшие применяться в системе формирования рыночных отношений в РФ):

‑ экологическое управление (управление качеством окружающей среды) ‑ деятельность государственных органов и экономических субъектов различных форм собственности, направленная на соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства, разработку и реализацию соответствующих целей, проектов, программ;

‑ экологический менеджмент (от англ. environmental management). Это специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии экобезопасности и устойчивого развития общества;

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Вторичная переработка пластмасс как пример безотходной технологии
Промышленность пластмасс развивается сегодня исключительно высокими темпами. Начиная с 60-х годов, производство полимеров, основную долю которых составляют пластмассы, удваивается через каждые 5 лет, и эти темпы роста в соответствии с прогнозом на период до 1990 г. сохранятся. Характерным является опере ...