Государственное регулирование в области охраны окружающей среды

Как показывает мировой опыт, нормирование воздействий на окружающую среду на основе принципа наилучших доступных технологий с выдачей промышленным предприятиям комплексных разрешений на выбросы, сбросы и размещение отходов является наиболее совершенным инструментом решения природоохранных задач и установления баланса между потребностями промышленности и интересами граждан.

Технологическое нормирование, лежащее в основе комплексного разрешения, существенно упрощает процедуры, как производственного экологического контроля, так и государственного контроля за деятельностью предприятий. Комплексное разрешение содержит ограниченный список параметров для контроля, характерных именно для использованной технологии.

При этом технологическое нормирование не отменяет и не подменяет собой нормативов качества окружающей среды, оно полностью соответствует требованиям Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В Указе Президента РФ установлен срок перехода на единые принципы выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду – 2009г.

В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики», которым вносятся изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».[5]

Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не определяет однозначно порядок нормирования воздействия на окружающую среду.

С одной стороны, статьей 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена разработка нормативов качества окружающей среды, с другой стороны, статьей 23 этого же закона предусмотрено установление технологических нормативов для источников негативного воздействия, но как связаны эти нормативы между собой, закон не устанавливает. В итоге другие нормативы до сих пор государством не установлены. Действующая в настоящее время в РФ система нормирования и контроля выбросов базируется на санитарно-гигиенических нормативах (ПДК и ОБУВ), установленных для атмосферного воздуха населенных мест вместо нормативов качества окружающей среды.

До сих пор не принято постановление Правительства РФ о порядке нормирования в области охраны окружающей среды в целях реализации п.3 ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Законодательством не установлены критерии и порядок определения перечня загрязняющих веществ в выбросах, подлежащих нормированию и контролю, несмотря на то, что методологическая база для этого имеется, поэтому нормирование (установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду) осуществляется в настоящее время для всех веществ, присутствующих в выбросах, даже если их выбросы составляют всего несколько граммов или килограммов в год.[6]

Другие материалы

Получение хрома из промывных вод процессов гальваностегии
Строгие требования органов охраны окружающей среды не позволяют сбрасывать непосредственно в водоемы или канализацию сточные воды, содержащие хром, например в виде хромовой кислоты, хроматов металлов и т. п. Кроме того, хром является дорогостоящим металлом и его извлечение из хромсодержащих растворов являет ...