Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития региона

Негативные явления чаще всего происходят тогда, когда местным жителям не оставляют выбора, не дают им возможностей принимать участие в туристическом бизнесе. Посторонние часто видят скрытый негативный подтекст в происходящих культурных изменениях, в то время как сами местные жители могут быть положительно настроены к новым веяниям. Поэтому важно, чтобы те, кто испытывает культурные изменения, имели бы возможность самостоятельно решать, допустимы такие изменения или нет. Соответствующее планирование должно предшествовать этапу внедрения новшеств, чтобы избежать вредного воздействия «от пришельцев», и существуют управленческие решения, которые помогут разрешить возникающие проблемы.

Опасность таких явлений выше тогда, когда велик контраст между уровнем жизни туристов и местных жителей. В таких случаях местное население становится уязвимым для эксплуатации и начинает отстаивать свои права. И управленцы ОПТ, и туроператоры обязаны при таких обстоятельствах сделать все возможное для учета мнения местных сообществ при выборе форм развития туризма на данной территории.

Туризм, как и многие другие формы бизнеса, всегда оказывает воздействие на окружающую среду, даже при малой интенсивности и несмотря на усилия сотрудников ОПТ. Такие воздействия имеют как локальный уровень, так и распространяются на большие территории. Так как туризм на ОПТ развивается на территориях, по своей сути являющихся особо чувствительными, важно производить тщательную оценку воздействия до того, как будет приниматься решение о его допустимости[61].

Стратегия развития экотуризма и устойчивого туризма состоит в управлении процессом посещения ОПТ таким образом, чтобы получать максимальную пользу и минимизировать негативные экологические воздействия еще до того, как они произойдут. Этого легче всего достичь через хорошо разработанные стратегические планы развития. Ключевыми элементами в них являются: уделение особого внимания кумулятивным воздействиям; применение адаптивного менеджмента; достижение консенсуса между всеми заинтересованными сторонами относительно допустимого уровня и места воздействия на ОПТ[62].

Каждая ОПТ должна иметь план развития туризма и сопряженных с ним видов деятельности. В плане должно быть отражено ожидаемого состояния ОПТ в будущем и наиболее эффективные и реальные способы его достижения. Такой план содержит детальное описание целей и задач ОПТ, которые были официально приняты при его учреждении, описание задач в области развития туризма, конкретных мероприятий по их достижению, включая бюджетно-финансовые аспекты и особенности зонирования территории. В определенном смысле план развития туризма на ОПТ нужен для максимизации выгод при минимизации издержек. Стратегия развития туризма является важным компонентом плана управления.

В прошлом управление ОПТ осуществлялось бессистемно: частные задачи развития не соотносились с общей политикой и стратегическими задачами территории. Когда ограниченность такого подхода стала очевидной, ОПТ стали разрабатывать единый план действий, обычно называемый мастер-планом или генеральным планом по аналогии с генпланами городов. В 80-х годах стали применять более системный подход: составлялся перечень целей, задач и направлений деятельности. Это так называемой «планирование через видение». Такие документы стали называться менеджмент-планами. В 90-е годы в поисках более простых моделей планирования от использования менеджмент-планов отошли[63]. Не смотря на это, значение планов управления постоянно возрастало, и сегодня ОПТ многих стран обязаны создавать такие планы и следовать им на основании закона и других директивных документов.

Для процесса планирования важно сделать процедуры принятия решений понятным, а дискуссии по важнейшим для ОПТ вопросам – открытыми. Крайне важно, чтобы все заинтересованные стороны были включены в эти процессы обсуждения. Принятие управленческих решений по вопросам развития туризма на ОПТ не является простым делом: в него включены не только сотрудники ОПТ, но и все заинтересованные граждане – местные жители, посетители, частные туроператоры и ученые. Чтобы быть уверенным, что каждая группа лиц имеет возможность поделиться своими знаниями и участвовать в принятии решений, необходимо разработать программу участи общественности в управлении ОПТ, которая может осуществляться на разном уровне, в зависимости от потребностей конкретной территории.

Многие службы ОПТ публикуют руководства и лучшие управленческие практики в помощь по подготовке менеджмент-планов. Например, Совет по Охране Окружающей Среды Австралии и Новой Зеландии издал множество отчетов о лучших практиках в области управления ОПТ и все они доступны в Интернете. В публикациях из серии «Основы успешной природоохранной практики», изданных Всемирной комиссией по охраняемым территориям МСОП, также уделяет много внимания различным аспектам планирования – в частности, таким вопросам, как:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы

Причины сокращения лесов на планете
Лес — множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. Такое определение дается в словаре Ожегова. Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получ ...