Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития региона

· Управление морскими охраняемыми природными территориями;

· Финансирование ОПТ;

· Оценка эффективности управления ОПТ;

· Управление трансграничными ОПТ[64].

Развитие туризма на ОПТ в более глобальном контексте определяется политикой и тематическими программами национального и регионального уровней, в том числе:

· Национальными или региональными отраслевыми планами, затрагивающими развитие и воздействие туризма на ОПТ. Это могут быть планы развития регионов, целевые программы использования ресурсов, национальный план по развитию туризма, и стратегия развития транспорта, и др.;

· Национальной стратегией развития туризма на ОПТ, которая во многих странах утверждается правительством.

Менеджмент-план ОПТ помогает сформулировать и осознать все основные цели охраняемой территории. План состоит из набора задач, одна из которых касается развития туризма, смягчения его последствий для территории и эффективного использования рекреационного потенциала территории. Разработку плана развития туризма на ОПТ нужно интегрировать с другими составляющими менеджмент-плана такими, как планы биотехнических мероприятий, борьбы с пожарами, лесохозяйственной деятельности. Как правило, во многих ОПТ хорошо продумана система управления природными ресурсами и самим парком, но плохо описаны задачи в сфере развития туризма и способы их выполнения. Однако важно, чтобы вопросы рекреационного использования ОПТ также находили отражение в специальном разделе менеджмент-плана, посвященном туризму и рекреации. Эти вопросы могут быть более детально проработаны в плане развития туризма[65].

Решение вопроса о целесообразности разработки отдельного плана развития туризма на ОПТ, масштаб и степень детальности этого плана зависят от сложности рассматриваемых проблем конкретной территории. В этом плане могут быть представлены специфические управленческие решения, описано расположение объектов туристической инфраструктуры, политика парка в области экскурсионного обслуживания, стоимость входных билетов и т.п.[66]

В свою очередь, каждый из этих вопросов может получить дальнейшую детализацию в специализированных планах и стратегиях. Примерами таких документов могут быть: План работы с посетителями, Процесс управления работой с посетителями, Модель оптимизации управления туризмом, Методика расчета предельно допустимых нагрузок, План управления рекреационными нагрузками и пр.

Понимая сложность процессов планирования, важно добиваться взаимного соответствия планов и задач разных уровней. Взаимоотношения между ними должны быть ясными, а все управленческие действия – скоординированными.

Всем типам ОПТ, за исключением Категории Iа классификации МСОП, необходима какая бы то ни было туристическая инфраструктура. Ее уровень может варьироваться от простого информационного аншлага до специально воссозданного городка или деревни. Любой элемент инфраструктуры должен создаваться с особым вниманием, чтобы не быть чуждым данной ОПТ. Туристические объекты также должны проектироваться и управляться очень внимательно, отражая уникальные черты ОПТ и соответствуя политике управления территорией[67].

Сотрудникам ОПТ необходимо осознавать, что они управляют территорией, природа и культура которой могут сильно отличаться от того, что было на этом месте века назад. Многие ОПТ представляют собой «островки» в океане цивилизации. Туробъекты и услуги, которые создаются для современных посетителей, также часто разнится с тем, что было приемлемо в прошлом. Современная инфраструктура парков должна обеспечивать достойный уровень санитарии, питания, проживания, транспорта и безопасности. Ключевая задача ОПТ – обеспечение туристов такими услугами, которые более всего отвечают их запросам при минимуме негативного воздействия на природные комплексы.

Некоторые ОПТ посещаются редко, другие же привлекают большое число посетителей, намного превышающее численность местного населения. Например, в Национальном парке «Какаду» в Австралии в пик сезона бывают тысячи людей, и они проживают поблизости от визит-центра помногу дней, хотя 30 лет назад, до создания парка, лишь небольшая горстка туристов посещала эту территорию ежегодно. Число посетителей в некоторых национальных парках Великобритании достигает 10-20 млн. человек ежегодно[68].

Ясно, что достойный уровень сервиса стимулирует большее использование ОПТ людьми и определяет характер этого использования. Всегда, когда это возможно, объекты инфраструктуры должны способствовать пониманию посетителями ценностей данной ОПТ. Хорошее проектирование позволяет туристам чувствовать себя более комфортно и ответственно в тех уникальных местах, которые они посещают. Посетители, которые чувствуют себя комфортно, будут выше ценить территорию и, скорее всего, будут готовы оказать помощь в ее сохранении. Фокус на удовлетворение потребительских желаний стал особенно усиливаться в последние десятилетия. Потребности посетителей теперь более внимательно изучаются на этапе планирования, проводится мониторинг с помощью карточек пожеланий и опросов мнений туристов. В итоге, свидетельством эффективного управления ОПТ является планирование инфраструктуры и услуг, основанное на понимании текущих и потенциальных запросов посетителей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы

Разнообразие природного мира Волынской области
Для начала не будет лишним краткое описание в историческом плане (об истории этого дивного края) одного из наиболее ярких уголков украинской природы обладающего красочной флорой и фауной, а именно о Волынской области. Волынская область расположена на северо-западе Украины, граничит с Польшей и Беларусью. Об ...