Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития региона

Хорошее проектирование важно, так как хорошо спланированная деятельность приносит наибольший успех. Такие территории лучше функционируют и привлекают больше посетителей. Однако хорошее проектирование не означает, что проект становится обязательно дорогостоящим. Часто успех основан на простых решениях и несложен во внедрении.

Культурно ориентированное проектирование и управление ОПТ очень важно при оказании услуг посетителям. Качества, необходимые менеджерам ОПТ – вежливость, толерантность, чувство справедливости и самое главное – ответственное отношение к культурному наследию и ценностям территории. Наследие – это широкое понятие, которое включает не только дикую природу, ландшафты, но также и исторические места, археологические памятники, коллекции, культурные и исторические традиции, такие как церемонии, ритуалы, фестивали и даже просто родной язык, народные поверья и опыт. Более того, разные народы и отдельные личности по-разному трактуют наследие: для кого-то это здания и сооружения; для других – стиль жизни и культура общежития.

Поскольку наследие включает и культурную составляющую, нужно приложить все усилия к созданию культурных ценностей данной местности до того, как начнется проектирование ОПТ. Развитие туризма может стимулировать охрану культурных ландшафтов и, через повышение степени общественного интереса, обеспечивать финансирование, поэтому сотрудники ОПТ должны особенно внимательно подходить к управлению культурными памятниками. Объекты культуры, выделенные в качестве участков наследия законодательно, требуют повышенного внимания, но воздействие туризма не ограничивается пределами наиболее ценных участков, поэтому нужно особенно внимательно изучать все виды этого воздействия и управлять ими.

Нужно отметить, что если на хорошо известных охраняемых территориях развитых стран поток туристов велик, то недавно созданные парки часто борются за посетителей. Это особенно верно для развивающихся стран, где деятельность ОПТ часто напрямую зависит от туристических доходов, но число посетителей столь невелико, что не может обеспечить даже минимально необходимое для ОПТ финансирование. Таким образом, в некоторых случаях необходима стратегия управления большими потоками посетителей, в других, напротив, комплекс мер по привлечению туристов на территорию[69].

Существует широкий спектр стратегий по управлению воздействиями туризма на ОПТ. Выбор подходящей осуществляется с учетом имеющихся нормативных требований и ограничений и на основе оценки эффективности стратегии и существующих ресурсов.

Существует четыре принципиально разных подхода, которые можно использовать для сокращения негативного воздействия туризма на ОПТ:

1. управление предложением в области турпродуктов или возможностей для посещения, например, путем увеличения мест для посещения или времени пребывания;

2. Управление спросом, например, через ограничение времени пребывания, численности посетителей или вида использования территории;

3. Управление ресурсами, в том числе способностью выдерживать воздействие, например проведение защитных мероприятий или развитие инфраструктуры;

4. Управление воздействием, например снижение негативного воздействия через изменение типа использования или рассредоточение нагрузки.

Туризм на охраняемых территориях многих стран является значительным и постоянно расширяющимся сегментом экономики. Например, туризм на ОПТ в США и Канаде в 1996 году обеспечил вклад в экономику в диапазоне от 236 до 370 млрд. долларов США[70]. В целом, оценочных данных такого рода недостаточно, а те, что имеются – не выглядят надежными. В результате и общество, и правительство недооценивают выгоды, получаемые от развития туризма на ОПТ, и поэтому не оказывают необходимой финансовой поддержки, которая могла бы способствовать еще большему увеличению доходов от туризма.

Отсутствие систематического полномасштабного сбора экономических данных о функционировании ОПТ означает, что важный сектор экономики остается незамеченным. Отсутствие адекватных статистических данных создает информационное «белое пятно»; такие природные ресурсы на языке экономики имеют нулевую цену. Это приводит к разрушению природных территорий, что влияет на снижение темпов экономического развития в настоящем и будущем.

При этом практически повсеместно наблюдается недостаточное финансирование охраны природы. Большинство ОПТ в мире не получают необходимых финансов; некоторые из них буквально «голодают», даже несмотря на то, что они являются ключевыми элементами в развитии местной туристической отрасли.

Суммарная экономическая ценность ОПТ состоит из материальных и нематериальных ценностей. Материальные ценности могут быть прямые и косвенные. Прямые ценности определяются на основе рыночной цены. Косвенные ценности – не рыночные и они могут подразделяться на следующие категории: потенциальные, ценности существования и наследования. Продолжаются дебаты о том, являются ли потенциальные ценности материальными или нет, так как сейчас они не материальны, но в будущем будут материальными. Все нематериальные ценности также являются нерыночными.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие материалы

Почвенный покров промышленных городов. Тенденции его загрязнения
Почва – это верхний слой земной коры, видоизмененный почвообразующими факторами. К числу этих факторов относят материнскую породу, возраст почвы, рельефные поверхности, климат, почвенные организмы. Почва, как один из основных элементов биосферы, играет важную роль в процессе жизни на Земле, оказывает бо ...