Организация и структура управления природопользованием. Несовершенство этой структуры

· государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, особо охраняемых территорий.

Организует и проводит в порядке, установленном Правительством РФ, государственную экологическую экспертизу. Осуществляет ведение Красой книги РФ и кадастра особо охраняемых природных территорий.

Особое место в системе федеральных служб в области охраны окружающей среды занимает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а так же Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Эксклюзивность их правового статуса выражается в том, что названные федеральные службы находятся в непосредственном ведении Правительства РФ.

В положении о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору указывается, что данная федеральная служба является:

- специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

- специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Третье звено в системе федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования – федеральные агентства. Общим (объединяющим) началом деятельности федеральных агентств является оказание государственных услуг в сфере управления государственным имуществом (земельными ресурсами, водными

- ресурсами, недрами, биологическими ресурсами федерального значения). К числу наиболее важных направлений деятельности федеральных агентств следует отнести ведение учёта тех или иных природных ресурсов, изучение состояния, сбор и предоставление информации, ведение кадастров, регистрация пользований, осуществление мониторинга, организация воспроизводства и сертификация природных ресурсов. В подтверждение этого вывода можно привести постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. «Вопросы Федерального агентства лестного хозяйства», в котором указывается перечень основных функций данного агентства:

· обеспечением рационального лесопользования, выполнение мер по лесному семеноводству, гидромелиоративных и иных работ по ведению лесного хозяйства, усилению средообразующих, водоохранных и иных полезных свойств лесов;

· предоставление прав пользования участками лесного фонда;

· проведение лесоустройства;

· оказание государственных услуг, связанных с предоставлением информации о состоянии участков лесного фонда;

· осуществление государственного мониторинга лесов;

· ведение государственного учёта и государственного лесного кадастра и многие другие функции.

Выделяют следующие уровни управления экологической безопасностью:

· глобальный;

· региональный;

· локальный.

Глобальный уровень включает отслеживание, прогнозирование глобальных явлений и процессов в изменении состояния биосферы в целом и её составных частей: атмосферы, гидросферы, литосферы, а так же отдельных параметров сфер: озонового слоя, уровня концентрации газов в атмосфере (например СО2), фотохимические процессы, состояние загрязнения Мирового океана и т.д. К числу главных задач современной экологии относятся отслеживание антропогенных изменений окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Суть глобального контроля и управления заключается в отслеживании таких механизмов воздействия на антропогенез, в результате которых биосфера оставалась бы всегда сбалансированной системой с хозяйственной деятельностью человека. То есть обеспечивала бы процесс воспроизводства чистой среды обитания для всего живого на Земле. Функции управления глобальной экономической безопасностью не могут быть сосредоточены руках одного государства. Это прерогатива международных отношений на уровне ООН и других, что в первую очередь связано с громадными затратами на научные исследования эволюции биосферы и её составляющих элементов. Методы управления этого уровня включают принятие международных актов по защите окружающей природной среды в рамках биосферы, реализацию совместных, межгосударственных экологических и других глобальных программ и проектов, создание межправительственных сил и средств быстрого реагирования и развертывания по ликвидации экологических катастроф, связанных и несвязанных с деятельностью человека. На глобальном уровне важно найти экономический механизм достижения целей управления в области выживания человечества в области экологического кризиса, создать и задействовать организационную структуру по сохранения и восстановлению экосистем, вписаться в систему ноосферных преобразований и реализовать концепцию коэволюции человека и природы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы

Воздействие на экологию производственной деятельности лечебно–оздоровительного комплекса Радуга
Особенностью современного этапа хозяйственного развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия. Говоря о проблемах России в период перехода страны к рыночной экономике, необходимо уделить особое внимание экономическому механизму рационального пр ...