Окружающая среда как объект государственного регулирования

Проблема управления природоохранной деятельностью ещё в начале 70-х годов XX века приобрела статус одной из самых приоритетных и острых проблем, стоящих перед человечеством. Известно, что достаточно сложно одновременно сохранять темпы экономического роста и минимизировать негативные последствия антропогенного воздействия на природу. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение экономических задач проблем сохранения окружающей природной среды для удовлетворения жизненных потребностей населения, является основной задачей управления природоохранной деятельностью, как в России, так и за рубежом. Во многих странах мира проводятся работы по созданию эффективных инструментов управления этой сферой деятельности. Для решения задач по охране окружающей среды были разработаны административные, экономические и рыночные методы управления. Сформированные под воздействием экономических, политических, исторических, социальных и этнокультурных факторов разных стран они включают в себя различные инструменты управления. Отмеченные проблемы усложняются тем, что они сопряжены с необходимостью комплексного управления безопасностью социальных и экономических систем.

Деятельность органов исполнительной власти в исследуемой сфере в соответствии с законодательством, прежде всего, заключается в выполнении возложенных на них задач и функций государственного и отраслевого управления природопользованием и охраной окружающей среды. Анализ законодательства позволяет выделить следующий ряд основных функций: подзаконное нормотворчество, координацию экологически значимой деятельности, планирование использования, охраны природных ресурсов и окружающей среды, экологическое нормирование, экологическую экспертизу, экологическое лицензирование, экологическую сертификацию, экологический аудит, наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мониторинг), учёт состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий, экологическое воспитание и образование, контроль за использованием и охраной объектов природы, разрешение в административном порядке споров по вопросам окружающей среды. В контексте экологического законодательства перечисленные функции представляют собой ни что иное, как основные меры охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. В совокупности эти меры образуют эколого-правовой механизм. В контексте же государственного управления эти меры становятся функциями управления в рассматриваемой сфере, то есть основными направлениями их деятельности. При этом органы исполнительной власти не избирают сами, какие управленческие функции они должны осуществлять. Эти функции определены законом и смысл существования органов управления – в их осуществлении с наибольшей эффективностью.

В области охраны окружающей среды и природных ресурсов системообразующим элементом является процесс управления. Широко используются функциональный, структурный, уровневый и другие методы декомпозиции управленческих процессов. При функциональном методе за основу процессов управления берутся функции управления охраной окружающей среды и природных ресурсов. Направление специальной функции управления охраной окружающей среды и природных ресурсов служит для группирования задач управления на основе общности областей функциональной нагрузки органов управления.

Таблица 1

Специальные функции управления

Направления спецфункции управления

Экологическое прогнозирование и планирование

Формирование экологической политики;

Прогнозирование экологической ситуации;

Разработка программ и планов

Экологическое нормирование

Формирование нормативного обеспечения

Законотворчество

Создание экологических нормативов и правил

Экологическая экспертиза

Оценка воздействия на окружающую среду

Внедрение наилучших имеющихся технологий

Экологическая сертификация

Добровольная сертификация

Обязательная сертификация

Экологическое лицензирование

Лимиты на природопользование

Выдача разрешений на пользование объектом и осуществление деятельности

Экологический контроль

Государственный контроль

Производственный контроль

Общественный контроль

Внешнеэкономическая деятельность

Экспорт поставок

Импорт поставок

Повышение экологической культуры общества

Экологическое воспитание

Учёт и отчётность по охране окружающей среды

Ведение кадастров и каталогов

Финансовое обеспечение природоохранной деятельности

Цены, платы, штрафы

Формирование и использование фондов

Стимулирование охраны ОС

Экономические льготы

Меры правового регулирования

Научные исследования по охране ОС

Разработка научных программ

Выявление и распространение передовых достижений науки и техники

Совершенствование управления охраной ОС

Координация природоохранной деятельности органов управления

Внедрение современных методов управления

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

Влияние геоэкологической среды на здоровье коренных народов севера
Огромные запасы естественных богатств, сосредоточенных в среднем Приобье Западной Сибири, длительное время определяют доминирующее развитие в этом регионе добывающих отраслей промышленности. Интенсивное промышленное освоение районов проживания народностей Севера накладывает глубокий отпечаток на жизнеде ...