Окружающая среда как объект государственного регулирования

· усиление системы контроля за соблюдением законов и нормативных актов по охране ОС, включая обеспечение гласности в их применении, уменьшение возможностей для произвольных административных решений;

· упорядочение структуры природоохранного регулирования (стандарты, разрешения, платежи), пересмотр стандартов в сторону их увязки с международными нормами, пересмотр законодательства с тем, чтобы исключить его непоследовательность и заполнить имеющиеся пробелы;

· достижения согласия между представителями различных ведомств о единой методике оценки экономического ущерба;

· постепенное, в зависимости от экономических условий, повышение платежей за загрязнение окружающей среды и природопользования до уровня, при котором они будут значительно влиять на принятие экономических решений предприятиями и коммунальными службами;

· пересмотр институциональной структуры с тем, чтобы существенно повысить потенциал для разработки и внедрения общенациональной природоохранной политики, в частности, путем повышения статуса и расширения полномочий федеральных природоохранных ведомств;

· разработка эффективной системы взаимодействия между федеральными исполнительными структурами и административными органами субъектов.

В таблице 4 представлены функции природоохранной деятельности, реализуемые с помощью различных методов управления, их воздействие на природоохранную деятельность.

Таблица 4

Методы управления природоохранной деятельностью

Управляемые параметры

Сокращение загрязнения ОС в процессе потребления

Производство и реализация

Сокращение загрязнения ОС в процессе производства

Экономические методы управления:

1. плата за загрязнение ОС

2. налоги за загрязнение ОС

3. плата за продукцию

4. экологическое страхование

5. субсидии

6. система залогов

7. принцип «пузыря»

+ +

+

+ + +

+ +

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

++ +

+ + +

+ + +

+

+

+

Административные методы управления:

1. установление нормативов

2. стандартизация

3. лицензирование

4. экологический аудит

5. сертификация

+

+ + +

+

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+

+

На основе анализа таблицы 4 выделяют три группы методов управления, дополняющих друг друга по реализуемым функциям.

1 группа: установление нормативов, лицензирование, сертификация;

2 группа: стандартизация, экологический аудит.

3 группа: плата за загрязнение окружающей среды, налоги за загрязнение окружающей среды, экологическое страхование.

В первую группу вошли административные методы управления. В основном они выполняют функции регулирования и контроля, характеризуются низкой эффективностью в достижении целей охраны окружающей среды и затрат на их осуществление. Главным недостатком административных методов управления является то, что они не стимулируют к поиску наиболее эффективных решений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы

Пути решения экологических проблем
Несмотря на спад производства и осуществление ряда природоохранных мер как на федеральном, так и на региональном уровне, экологическая обстановка в наиболее населенных и промышленно развитых районах страны остается неблагополучной, а загрязнение природной среды – высоким. Накопившиеся за десятилетия эколог ...