Окружающая среда как объект государственного регулирования

при производстве, хранении, транспортировке и потреблении которой наносится ущерб окружающей среде и здоровью населения. На парламентских слушаниях «Правовой и экономический механизм организации управления природоохранной деятельностью в РФ» было предложено ввести две формы налогообложения – экологические налог и залог.

Экологический налог

предлагается установить в целях введения специального налогообложения на продукцию, которая в той или иной степени наносит вред окружающей среде и здоровью населения. Эконалог призван регулировать поведение потребителя и производителя такого рода продукции с тем, чтобы снизить её потребление, и, следовательно, в конечном счёте, уменьшить её вредное воздействие. К вредной продукции могут быть отнесены продукция и вещества, потребление которых вызывает глобальное загрязнение атмосферы (топливо, озоноразрушающие вещества), продукция, вызывающая загрязнение в процессе переработки (тяжёлые топливно-нефтяные продукты и смазочные масла), и потребления (этилированный бензин, пестициды, минеральные удобрения). Эконалоги уплачиваются предприятиями, производящими и потребляющими продукцию данного вида, перечни которой утверждаются правительством по представлению специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.

Экологический залог

– налог акцизного типа, предусматривающий включение в цену продукции затрат на переработку или утилизацию образующихся после её потребления отходов. В странах Евросоюза действуют акцизные налоги на одноразовую тару, упаковку, аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть, старые автомобили, покрышки, и т.д. Этот налог на каждый вид продукции уплачивается производителями или импортёрами с объема продаж. Его размер рассчитывается как ставка налога, умноженная на объём реализованной продукции.

Обратим внимание на то, как реализуются некоторые основные механизмы государственного управления природоохранной деятельностью – экологическое нормирование, экспертиза, аудит, контроль, образование.

Нормирование

в сфере взаимодействия общества и природы является, можно сказать, традиционной природоохранной мерой в нашей стране, реализуемой с большим или меньшим успехом примерно 60 лет. До 80-х годов прошлого века нормирование регулировалось в законодательстве как санитарно-гигиеническое. Это означает, что нормативы качества создавались с учетом интересов охраны здоровья человека. С 1980-го года такие нормативы стали экологическими, так как при их разработке учитывались интересы не только охраны здоровья людей, но и охраны растительного и животного миров, охраны окружающей среды. Необходимо отметить, что до сих пор оцениваются санитарно-гигиенические, то есть охраняющие только здоровье человека, нормативы, так как приведение их в соответствие с экологическими уполномоченными органами пока приведено не было. Любопытно в этой связи, что в недавно принятом федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» наряду с экологическими нормативами качества атмосферного воздуха предусмотрены гигиенические нормативы качества. Не видя смысла в гигиенических, как самостоятельных, возникает подозрение, что норматив были приняты для оправдания бездействия уполномоченных органов управления.

По-разному до последнего времени оценивалась государственная экологическая экспертиза.

Так, в начале 2000 года и.о. Генерального прокурора РФ направил и.о. Президента России подробное письмо о мерах усиления государственного контроля за экологической обоснованностью хозяйственной деятельности и целевым использованием средств экологических фондов. Утверждалось, что «органы государственной власти федерального уровня и субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица уклоняются от выполнения требований, установленных федеральным законом «Об экологической экспертизе», и всё это происходит при бездеятельности уполномоченных органов, которые неэффективно используют предоставленные законом полномочия по пресечению незаконной деятельности природопользователей». Таким образом, в осуществлении данного механизма охраны окружающей среды существует ряд проблем, в том числе нарушается ещё один основополагающий принцип государственной экологической экспертизы – независимость экспертов. По воле Министерства природных ресурсов – в настоящее время специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды – экспертизу проводят люди, явно заинтересованные в результатах экспертизы, а именно в состав комиссии, осуществляющей экологическую экспертизу трёх законопроектов, разрешающих ввоз отработанного ядерного топлива в Россию, входили ряд специалистов Российского научного центра «Курчатовский институт», а также эксперт, связанный с подготовкой законопроектов, по которым проводилась эта экспертиза.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы

Ведение сельского хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения
Сейчас радионуклиды рассматривают в качестве важнейшего загрязняющего вещества наряду с пылью, угарным и углекислым газом, оксидами серы и азота, углеводородами. Ранее же радионуклиды рассматривались в меньшей степени. В настоящее время интерес к загрязнению радиоактивными веществами вырос, так как в боль ...