Решение проблем экологического воспитания в школьном курсе биологии

Логически обоснованные рассуждения, например, о закономерном ходе эволюции биосферы, анализ факторов все усиливающегося воздействия на нее человека (антропогенный фактор в природе) могут успешно дополняться восприятием первозданной красоты природы или отражения ее в произведениях искусства, выражающих любовь человека к ней. Это пробуждает потребность (впитать) образы природы, «очеловечить» их, соотнести с возвышенными качествами, олицетворяющими эстетический идеал, добро, истину. Все это органично может направляться учителем на развитие у учащихся сознания и чувства, отвечающих гармонии отношений с природой. Недооценка этого принципа приводит к частому практицизму, чего возможно избежать, обращаясь после каждого пройденного раздела к литературной или художественной тематике, связанной непосредственно с предметом обучения.

Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их воплощения в практической деятельности динамичен и многообразен по содержанию, что зависит от возраста учащихся. В детском возрасте имеет большой удельный вес не интеллектуальное, а эмоционально-эстетическое восприятие среды. До некоторой степени равнозначное их проявление видимо, свойственно подросткам, в юности же большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Это дает возможность заинтересовать подростков конкретными исследованиями городских локальных ценозов, не забывая при этом подчеркивать системность наблюдаемых экологических явлений и их влияние на человека в планетарном масштабе.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли.

В своих методических разработках А. Кудрявцев рекомендует следующие виды работы с детьми, осуществляемые в рамках школьного курса биологии и направленные на формирование у школьников экологического сознания.

1. Дополнительные уроки

. Это теоретические занятия во внеурочное время, проводимые по самостоятельно разработанной программе (они могут быть обязательным региональным компонентом или частью школьного длительного проекта, а могут и не быть).

2. Экотропы и познавательные экскурсии

. Кроме обычных видов экотроп, в эту группу можно также отнести «Дни наблюдения птиц», походы выходного дня и другие похожие мероприятия.

3. Экологические праздники(слеты, игры, тренинги, фестивали, викторины). Как правило, в слетах проходят несколько этапов состязаний и викторин команды из разных школ. Фестивали проводятся по случаю какого-либо общепринятого экологического праздника (Дни Земли, Дни защиты от экологической опасности и т.д.).

4. Выставки и конкурсы

. Также чаще охватывают сразу несколько школ города или области. Так, был организован конкурс рисунков (с последующей их выставкой) на тему «Сбережем лес», на котором дети рисовали эскизы аншлагов («Береги лес от огня!» и др.) для дальнейшего их установления в лесу. Другой пример – конкурс по изготовлению оригинальных новогодних игрушек из бытовых отходов.

5. Экологические научно-практические конференции

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие материалы

Правовые аспекты экологической безопасности на нефтяных предприятиях
На состояние окружающей природной среды все отрасли народного хозяйства оказывают сильное негативное влияние, но в сегодняшнем критическом положении следует особо выделить приоритетные виды промышленности, развитие которых является наиболее пагубным для окружающей среды. К ним, в первую очередь, относится н ...