Понятие "природообустройство"

Прежде всего, разберемся в понятии "природа". В него вкладывают несколько смыслов:

1. Наиболее общий: все существующее во вселенной: неорганический и органический мир, включая и человека, т.е. все живое и мертвое.

2. Бытовой: вне города - поехать на природу.

3. Переносный: сущность - природа явления.

4. Узкий или специальный: совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Наряду с естественными условиями человек создает "вторую природу" - материальные условия для своего существования: жилище, дороги, фабрики и т.п.

Узкое понятие "природа", как совокупность естественных условий существования человеческого общества, эквивалентно понятию "окружающая среда", часто используемое в технической литературе, и соответствует греческому oikos - экос (дом, родина). Отсюда: экология - наука о взаимоотношении человека (в более общем понимании - живых организмов) и окружающей среды.

Если понимать природу, как окружающую человека среду, то ее можно представить как географическую оболочку', состоящую из пяти компонентов:

1) массы твердой земной коры ;

2) массы вод во всех состояниях (жидкое, парообразное, твердое -лед);

3) воздушные массы;

4) почва;

5) биота или живые и мертвые организмы.

В настоящее время, когда человек на высоком уровне развития науки и производительных сил своей деятельностью коренным образом изменяет компоненты природы, очень остро стоит вопрос о рациональном отношении человека (человеческого общества) и природы.

И человеческое общество и живые организмы являются материальными саморазвивающимися системами. Саморазвитие заключается в том, что они, во-первых, содержат свои внутренние источники развития в виде разрешения заключенных в них противоречий, и, во вторых, они сами формируют условия своего собственного развития.

Для живых существ (кроме человека) преимущественно свойственен адаптивный (приспособительный) характер связи с окружающей средой, хотя некоторые высокоразвитые организмы создают для себя измененные условия для существования (например, муравейники).

Для человеческого общества до сих пор был характерен адаптирующий, преобразующий, подчиняющий себе природу характер связи с внешней средой, который в конце концов и привел к современному неблагополучному состоянию окружающей среды, а по мнению многих ученых, - и к экологическому кризису.

Во взаимоотношении человека и природы обозначились две крайние идеологии: антропоцентризма и экологизма. Сторонники антропоцентризма ставят суверенитет человеческого общества выше суверенитета природы. Последняя рассматривается ими как среда, которую надо покорять, над которой надо господствовать, которую нужно изменять. Взаимоотношения человека и природы они видят как деятельность по использованию и преобразованию компонентов природы во имя человека, его потребностей и интересов.

Другой, противоположной крайностью является идеология экологизма, которая заключает в себе призыв к прекращению борьбы с природой, к остановке научно-технического прогресса, объявляет человеческое общество составной частью природы, призывает человека к слиянию с ней, к растворению в ней.

В действительности, и антропоцентризм и экологизм - утопичны и ведут человека в тупик. Забота о человеке в антропоцентрическом мировоззрении - иллюзорна, т.к., в конце концов, оборачивается экологическим кризисом, разрушением природных (естественных) основ существования человечества. Столь же иллюзорен и экологизм, поскольку, объявляя человека частью биосферы, он, по существу, игнорирует качественные особенности развития человеческого общества, ликвидирует суверенитет человеческой личности.

Отношения человека и природы должны, в конечном счете, обеспечить гармоничное сочетание суверенных интересов человека и общества со столь же суверенными "интересами" природы.

Человек в своей жизнедеятельности не может отказаться ни от использования природы, ни от изменения компонентов природы, ни от научно-технического процесса. Следовательно, необходимо познание и использование в практической деятельности законов формирования, функционирования и развития особых социоприродных или, по географической терминологии, геотехнических систем. Необходимо научное обоснование синтеза природных процессов и деятельности человека. Законы формирования, функционирования и развития социоприродных систем не являются ни чисто природными ни чисто социальными, они дают знания об особых процессах при взаимодействии человека и природы. Учет этих законов как раз и должен обеспечить коэволюцию, т.е. совместное развитие природы и человеческого общества.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Биомы мира и охрана их биоразнообразия
По определению, данному Всемирным фондом дикой природы (1989), биологическое разнообразие - это “все многообразие форм жизни на земле, миллионов видов растений, животных, микроорганизмов с их наборами генов и сложных экосистем, образующих живую природу”. Таким образом, биологическое разнообразие следует рас ...